Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя.
Модификации двигателя ЗМЗ 402-й серии:
- ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92;
- ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76 (80);
- ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное;
- ЗМЗ-4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
- ЗМЗ-4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Технические характеристики
| Производство | ЗМЗ |
| Марка двигателя | ЗМЗ-402 |
| Годы выпуска | 1981-2006 |
| Материал блока цилиндров | алюминий |
| Система питания | карбюратор |
| Тип | рядный |
| Количество цилиндров | 4 |
| Клапанов на цилиндр | 4 |
| Ход поршня, мм | 92 |
| Диаметр цилиндра, мм | 92 |
| Степень сжатия | 8.2 6.7* |
| Объем двигателя, куб.см | 2445 |
| Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500 90/4500* |
| Крутящий момент, Нм/об.мин | 182/2500 172/2500* |
| Топливо | 92 76* |
| Экологические нормы | — |
| Вес двигателя, кг | 181 184** |
| Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. |
13.5 — — |
| Расход масла, гр./1000 км | до 100 |
| Масло в двигатель | 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 |
| Сколько масла в двигателе, л | 6 |
| При замене лить, л | 5.8 |
| Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
| Рабочая температура двигателя, град. | ~90 | Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике |
200 ~200 |
* — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10
** — вес двигателя для Газели
Обслуживание ЗМЗ-402
- Замена масла в ДВС производится каждые 10 тыс.км. Объем масла в двигателе — 6 литров. При замене вместе с масляным фильтром понадобится около 5,8 литра. Масло подходящее по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 (многие автовладельцы рекомендуют лить полусинтетическое масло, а использование жидких масел и синтетики ведет к излишним течам).
- Регулировать зазоры необходимо раз в 15 тыс.км. Для выпускных клапанов нормальный тепловой зазор в пределе 0,4 — 0,45 мм. Для впускных клапанов первого и четвёртого цилиндра — 0,35 — 0.4 мм. Зазор клапанов второго и третьего цилиндра составляет 0,4 — 0.45 мм.

распределитель зажигания; 16 – крышка толкателей; 17 – привод распределения зажигания и масляного насоса.





