Серия дизельных двигателей Мерседес ОМ 602 на 2.5 и 2.9 литра собиралась с 1985 по 2001 год и устанавливалась на многие популярные модели концерна, типа W124, W201, W210 или W463. Кроме предкамерных версий мотора, предлагалась модификация с прямым впрыском топлива.
С 1987 года автомобили G-класса стали комплектоваться дизелями следующего поколения, к 1989 году полностью вытеснившие предыдущую серию. Это предкамерные 5-цилиндровые атмосферные дизели ОМ602.931 (2,5л, 90л.с.), ОМ602.942 (2,9л, 100 л.с.), б-цилиндровый дизель ОМ603.931 (3,0 л, 113 л.с.) и 6-цилиндровый турбодизель ОМб03.972 (3,5л, 150 л.с.). Их главные особенности: гидравлические толкатели в приводе клапанов, алюминиевая головка блока цилиндров, насос высокого давления с автоматической прокачкой для удаления воздуха.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 2497 |
Максимальная мощность, л.с. | 122 — 126 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кг*м) при об/мин | 225 (23) / 2400 231 (24) / 2400 231 (24) / 2800 |
Используемое топливо | Дизельное топливо |
Расход топлива, л/100 км | 7.9 — 8.4 |
Тип двигателя | Рядный, 5-цилиндровый |
Диаметр цилиндра, мм | 87 |
Ход поршня, мм | 84 |
Количество клапанов на цилиндр | 2-4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 122 (90) / 4600 125 (92) / 4600 126 (93) / 4600 |
Степень сжатия | 22:1 |
Нагнетатель | Турбина |
Выброс CO2, г/км | 199 — 204 |
Доп. информация о двигателе | SOHC |
Моторы этой серии более высокооборотистые, отличаются меньшей шумностью, большей литровой мощностью и экономичностью. На них нередки отказы гидротолкателей из-за ухудшения условий смазки, сопровождающиеся характерным стуком клапанов. Двигатель OM602.942 устанавливался на Mercedes G290 и Ssang Yong Musso.
Несвоевременная замена цепи и успокоителей, а также дефект гидронатяжителя могут привести к ее обрыву, что очень часто полностью выводит из строя головку блока (на двигателях предыдущей серии обычно ломало распредвал, но головка оставалась целой). Поэтому механизм газораспределения надо периодически проверять и после пробега 200 тыс. км обязательно менять цепь, успокоители и натяжитель.
У моторов объемом 3,5 л нередки случаи прогара прокладки головки блока между цилиндрами, причем иногда даже при отсутствии сколько-нибудь существенного нарушения температурного режима. По-видимому, это связано с меньшим расстоянием между цилиндрами, ведь двигатель объемом 3,5 л выполнен на базе 3-литрового турбодизеля ОМ603.962 и увеличение рабочего объема достигнуто за счет увеличения диаметра цилиндра с 87 до 89 мм и хода поршня с 84 до 92,4 мм.
Интересно отметить, что 5-цилиндровому двигателю объемом 2,9 л ОМ602.942, имеющему такие же диаметр цилиндра и ход поршня, этот дефект совершенно несвойственен, по-видимому, по причине меньшей мощности и отсутствия турбонаддува. Частым дефектом является появление течи масла из-под крышки вакуумного насоса усилителя тормозов (на моторах старого типа эта неисправность встречалась реже).
Модификации OM602
Самые известные модификации:
- 912 — силовой агрегат с рабочим объёмом 2497 куб. см. Он развивает мощность в 94 л.с. На каждый цилиндр приходится по 2 клапана.
- 911 — тот же рабочий объём, но мощность выше — 90 л.с. На каждый цилиндр приходится по 4 клапана.
- 962 — версия двигателя с турбиной, с тем же объёмом, но развивающая уже 126 л.с. Клапанов на цилиндр 2.
Характеристики остальных модификаций:
602.911 | 2497 куб. см, мощность 90 л.с. (66 кВт) Австралия, США, Япония |
602.911 602.912 602.930 |
2497 куб. см, мощность 94 л.с. (69 кВт) |
602.931 | 2497 куб. см, мощность 84 л.с. (62 кВт) |
602.938 602.939 |
2497 куб. см, мощность 94 л.с. (69 кВт) Для Gelaendewagen, бортовая сеть 24В. |
602.940 | 2874 куб. см, мощность 95 л.с. (70 кВт) |
602.941 | 2874 куб. см, мощность 88 л.с. (65 кВт) |
602.942 | 2874 куб. см, мощность 98 л.с. (72 кВт) |
602.946 | 2874 куб. см, мощность 95 л.с. (70 кВт) |
602.947 | 2874 куб. см, мощность 98 л.с. (72 кВт) Для Gelaendewagen, бортовая сеть 24В. |
602.948 | 2874 куб. см, мощность 97 л.с. (71 кВт) Для Gelaendewagen, бортовая сеть 24В. OM 602 D29 |
602.961 | 2497 куб. см, мощность 122 л.с. (90 кВт) с турбонаддувом. OM 602 A. США, Япония |
602.961 602.962 |
2497 куб. см, мощность 126 л.с. (93 кВт) с турбонаддувом. OM 602 A |
602.962 | 2497 куб. см, мощность 122 л.с. (90 кВт) с турбонаддувом. OM 602 A. США, Япония |
602.980 | 2874 куб. см, мощность 122 л.с. (90 кВт) с турбонаддувом. OM 602 DE LA |
602.981 | 2874 куб. см, мощность 122 л.с. (90 кВт) с турбонаддувом. OM 602A DE 29 LA |
602.982 | 2874 куб. см, мощность 129 л.с. (95 кВт) с турбонаддувом. OM 602 DE LA |
602.983 602.984 602.985 602.986 |
2874 куб. см, мощность 122 л.с. (90 кВт) с турбонаддувом. OM 602A DE LA |
602.990 | 63 кВт (86 л.с.) |
602.994 | 72 кВт (98 л.с.) |
Недостатки и проблемы ОМ 602
- сильные вибрации данного дизельного двигателя негативно влияют на ресурс его опор;
- цепь ГРМ служит около 200-250 тысяч км, а при ее обрыве трескается головка блока;
- при использовании дешевого либо старого антифриза часто пробивает прокладку ГБЦ;
- от некачественного масла гидрокомпенсаторы могут застучать на пробеге в 90 000 км;
- также немало проблем владельцам подкидывает вакуумная система управления ТНВД.