Рядный 4-цилиндровый 4-тактный дизель Mercedes ОМ616 пользовался небывалой популярностью на протяжении трех десятилетий. Его литой чугунный блок и головки хотя и очень тяжелые, зато достаточно крепкие и надежные. Двигатель ставился как на различные автомобили, фургоны, модели типа W114, W123, так и на внедорожники Force Motors.
Его объем был снижен до 2,4 л для удовлетворения налоговых законов о смещении двигателей в Европе, но выходная мощность возросла до 54 кВт (72 л.с.) По конструктивной схеме это предкамерные дизели с верхним расположением распредвала (ОНС) и приводом клапанов рычагами. Новый распределительный вал толкает клапаны глубже, поэтому воздух и выхлопные газы имеют меньшее сопротивление. Клапанные зазоры регулируемые, регулировка осуществляется гайками в верхней части стержней клапанов — необычная, но очень надежная и удобная схема.
Технические характеристики OM-616
Производитель двигателя | Mercedes |
Заводская маркировка | OM 616 |
Мощность двигателя | 41 кВт / 56 л.с. |
Объем двигателя | 2399 куб. см. |
Количество цилиндров | 4 штук |
Количество клапанов | 8 штук |
Степень сжатия | 21:1 |
Диаметр цилиндра | 90.9 мм |
Ход поршня | 92.4 мм |
Коренные опоры | 5 штук |
Рабочий объем камеры сгорания | 28.56 куб.см. |
Индекс мощности | 23 л.с. на 1 литр (1000 куб.см.) объема |
Следует отметить, что цепной привод применяется на всех без исключения двигателях Mercedes, потому что только цепной привод, несмотря на некоторые его недостатки, такие, как повышенная шумность и неравномерность, обеспечивает максимальную надежность двигателя. Производство ОМ616 прекратилось больше 20 лет назад, но российские автолюбители по достоинству оценили 616-й дизель и приловчились устанавливать его на сельскохозяйственную технику и транспорт с повышенной проходимостью. Популярности мотору прибавила возможность отремонтировать его без применения специального оборудования.
Распространенные неисправности и эксплуатация
- эти дизели надежные и ресурсные, но очень шумные и склонны к сильным вибрациям;
- больше всего проблем владельцам доставляют течи из заднего сальника коленвала;
- на пробеге примерно 200-250 тысяч км обычно уже вытягивается цепь ГРМ;
- у топливного насоса с вакуумным управлением порой рвется мембрана привода рейки;
- на больших пробегах из-за износа уплотнений сдается подкачивающая помпа ТНВД.